Педагог-психолог МАДОУ № 390 "Берег Детства"

Гавриленко Елена Александровна

Как давать эмоциональную поддержку детям в тяжёлое время

 

 

 

Как давать эмоциональную поддержку детям в тяжёлое время

Памятка будет полезна как родителям, так и специалистам, работающим с детьми.

 

Ситуация в мире сложная, и наши дети любого возраста сейчас как никогда нуждаются в помощи и поддержке. В этой памятке собраны основные рекомендации для родителей, о том, как поддерживать их в тяжёлое время, когда они волнуются, беспокоятся, боятся и переживают. Помните, что вы для них — источник поддержки, равновесия, спокойствия, безопасности.

 

1. Детям важен физический контакт: обнимать, гладить, держать за руку, прижимать к себе, брать на руки. Во время такого контакта у людей вырабатывается гормон окситоцин, который даёт ощущение безопасности и счастья. Для маленького ребёнка ощущение безопасности от того, что он может прижаться к любимому, близкому человеку даже сильнее того, что происходит во внешнем мире. Он чувствует опору и чувствует себя более надёжно. Дети могут также прижиматься и обнимать друг к друга, либо обнимать своих домашних питомцев.

 

2. Детям важно играть.

В любых условиях и обстоятельствах. Игра — это доступная для ребёнка форма самотерапии, психологической помощи, которую ребёнок оказывает сам себе. Потому что через игру ребёнок может прорабатывать свои травмы, справляться с беспокойством, проецировать в игру тревоги и разные эмоции, выплёскивать их. Ребёнок может играть сам с собой, со взрослыми, с другими детьми. Так как у детей бесконечная фантазия и воображение — для игры подходят любые подручные предметы, если поблизости нет игрушек. Игры у ребёнка могут быть довольно агрессивные — машинки могут сталкиваться, поезда сходить с рельсов, дома взрываться, фигурки людей бить друг друга — не запрещайте такие игры. Это доступный и безопасный канал выхода своим эмоциям.

 

3.Детям важно рисовать.

В процессе рисования происходят такие же процессы, как я описывала выше про игру. В рисунке ребёнок выражает всё то, что он чувствует, переживает. Через рисунок он прорабатывает свои травмы, выплёскивает свои эмоции. Важно не мешать ребёнку рисовать так, как он хочет. Не исправлять его рисунок, не делать замечания, не корректировать. В ход могут идти и чёрные цвета, и «каляки-маляки» (хотя ребёнок умеет рисовать очень красиво). Рисунки могут быть довольно страшными, т.к. ребёнок проецирует на рисунок свой внутренний мир и свои переживания. Вы можете сидеть рядом и наблюдать, можете рядом рисовать что-то своё.

 

4.Детям важно говорить то, что увеличивает у них ощущение безопасности и душевного спокойствия, когда они волнуются.

Например, детям, которые находятся в эпицентре военных действий или вынуждены были уехать оттуда, важно говорить о конкретных вещах и объяснять, что происходит и почему: — Смотри, мы находимся сейчас… (у себя дома, у наших друзей, у наших родных, в убежище, в другой стране). — У нас есть еда и это очень хорошо. — Здесь тихо, ничего не гремит, и это очень хорошо. — Есть много людей, которые хотят нам помочь и помогают. — Есть много людей, которые нас любят и заботятся о нас. — Мы скоро уедем там, где будет тихо. — Я о тебе позабочусь. — Я сделаю всё, чтобы мы были в безопасности. — Всё будет хорошо, я рядом. — Если будет происходить это — вот что мы сделаем и вот почему. Для детей, которые находятся в мирной обстановке, но волнуются и переживают: — Мы дома, здесь всё хорошо, ты в безопасности. — Это твоя комната, здесь все твои любимые игрушки, любимые книжки. — Мама и папа рядом с тобой. — Ты под нашей защитой.

 

5. Детям важно, чтобы их чувства принимали и понимали: «Я понимаю, что ты волнуешься, давай я тебя обниму», «Я понимаю, что ты боишься, иди я тебя обниму», «Я понимаю, что тебе грустно — иди я тебя обниму». Примеры обесценивания: «А ты не бойся», «Не говори ерунды», «Не волнуйся», «Не нужно придумывать». Это всё равно, что сказать: «Пусть у тебя не болит голова». Голова от этого меньше болеть не будет. Чувства нельзя выключить. Поэтому принимайте и поддерживайте.

 

6. Детям помогает, когда они заботятся о своей игрушке. Маленькому ребёнку можно предложить заботиться о своей любимой игрушке, кормить её, укладывать спать, качать, успокаивать: «Скажи мишке, что всё будет хорошо, что о нас позаботятся», «Спой мишке на ночь песенку». «Давай помоем мишке мордочку». Когда ребёнок заботится о своей игрушке, ухаживает за ней, успокаивает её — это ему самому помогает.

 

7. Детям важно «укрепиться» в настоящем, чтобы поменьше тревожиться о будущем. Сильная тревога и паника появляются у нас тогда, когда мы «выпадаем» из настоящего и думаем о будущем. А когда мы стараемся «укрепиться» в настоящем — тревога снижается. Что помогает укрепиться в настоящем? Обычные домашние, ежедневные дела, а также игры и занятия с ребёнком, чтение ему. Когда вы погружаетесь в то, что делаете именно сейчас всецело, «с головой». Ребёнок, участвуя в простых домашних делах вместе с вами, тоже погружается в настоящий момент. Можно проговаривать вслух: «Сейчас мы с тобой моем посуду, какая тёплая вода, как мылится мыло, сколько пены. А ты хорошо мне помогаешь. Сейчас мы вместе убираем со стола, смотри, сколько крошек», «Сейчас мы вместе с тобой разбираем вещи, чтобы было чисто» — всё это помогает «укорениться» в настоящем, и тревога снижается, и у взрослых, и у детей.

 

8. Детям не нужно слушать и смотреть тревожные новости. Всё вышеописанное не имеет никакого смысла, если ребёнок бесконечно, буквально без остановки слышит и смотрит новости (даже фоном), которые выводят его из состояния равновесия, пугают и заставляют тревожиться ещё больше. Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы оградить ребёнка от этой, совершенно ненужной ему, информации. Конечно, это не относится к тем взрослым и детям, которые оказались в эпицентре военных событий — ребёнок всё видит и слышит, его невозможно от этого оградить.

 

9. Детям важно, чтобы с ними говорили. Если ребёнок о чём-то вам рассказывает, что-то спрашивает или показывает вам — поставьте это в приоритет, отложите всё остальное. Направьте на него всё своё безраздельное внимание. Сейчас многие взрослые настолько встревожены, опечалены, расстроены, злятся, негодуют и погружены в потоки новостей, что на детей практически не остаётся ни сил, ни времени. Пожалуйста, находите время, чтобы разговаривать с ребёнком. Это можно делать во время совместных занятий, настольных игр, рисования. Используйте также время, когда вы вместе куда-то идёте или едете, чтобы не сидеть в телефоне, а говорить друг с другом.

 

10. Детям важно чувствовать, что у них есть опора. Один из способов помочь её почувствовать — это рассказать ему о том, что за ребёнком стоит сила его рода с обеих сторон, и по маминой, и по папиной линии. За ним стоят его бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и ещё много-много поколений, благодаря которым он появился на свет. Они жили в разное время, в разных жизненных обстоятельствах, и на их долю выпадало много сложностей и испытаний. Некоторые из них жили в очень сложных условиях, преодолевая трудности. Но они справлялись и выживали, встречали друг друга, создавали семьи и продолжали свой род. А это значит, что свою мудрость, стойкость, внутреннюю силу и любовь к жизни они передали и ребёнку. И вам тоже, помните об этом.

 

11. Детям важно чувствовать, что дом — это место, где эмоционально спокойно и безопасно. Постарайтесь сделать дом таким местом. Насколько это возможно, давайте ребёнку больше нежности, ласки и поддержки. Говорить, что вы его любите. Как можно меньше критикуйте и ругайте, а вместо этого — помогайте и объясняйте. Больше времени проводить вместе. Это очень сказывается на состоянии и поведении ребёнка. К сожалению, на фоне происходящих событий взрослые стали чаще срываться и кричать на своих детей. Из-за этого дети начинают вести себя ещё хуже и чувствовать себя одинокими, обиженными и непонятными. А им сейчас, как никогда, нужна наша поддержка.

 

12. Детям важно, чтобы их родители также умели позаботиться и о себе. Пожалуйста, заботьтесь о себе. Насколько это возможно. В любой форме. Делайте в течения дня какие-то маленькие вещи, которые приносят вам хоть какое-то удовлетворение или облегчение. О том, как ежедневно заботиться о себе сделать это привычкой, как не кричать и управлять своим эмоциональным состоянием, а также — как воспитывать без криков, наказаний, чувства вины и тревоги мы подробно разбираем на базовом онлайн-курсе о гармоничном воспитании «Золотая Середина», который я планировала провести в середине марта, но сейчас сроки его проведения сдвигаются. Как только будут понятны даты его проведения, я вам сразу сообщу.

 

13. Детям важно продолжать учиться, даже если они сейчас не ходят в школу или находятся в эвакуации. Насколько это возможно. Хотя бы час в день. Это помогает сохранить надежду на то, что скоро всё будет хорошо, обрести внутри островок спокойствия. Ребёнок думает примерно так: «Раз я учусь — значит, это мне потом пригодиться, значит, в этом есть смысл, и скоро всё будет хорошо».

 

И напоследок. Помните, что мир начинается с нас самих. Спросите себя, что созидательного, доброго, полезного, ценного, нужного, важного я могу сделать сегодня для тех, кто страдает, кому сегодня плохо и страшно, кому нужна моя помощь и поддержка. И сделайте это. Нам всем важно оставаться в любой ситуации людьми. Это наша «спасательная соломинка» в том водовороте, в который нас всех сейчас закрутило.

Дата последнего обновления страницы 12.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»